Вадим Прохоров об освоении научного коммунизма, оппортунизме и национализме

ДФО 30.01.2020 0:37 | Дальневосточный вестник 18

ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЙ,

выявленных при сопоставлении признаков и свойств «идеального государства»,
как его мыслили Платон и Аристотель, — с основными содержательными моментами
социального и политического уклада империи СССР эпохи «диктатуры пролетариата».

Вывод: свойства и содержательные моменты политического и социального уклада Советской Власти в СССР (в эпоху диктатуры пролетариата, т.е. до 1961 г.) являются воплощением и осуществлением большинства основных принципов построения т.н. «идеального государства», как его понимали Платон (а также Аристотель, с учётом некоторого несовпадения его взглядов с той или иной точкой зрения Платона).

Парафраз соответствующего фрагмента сочинений Платона или Аристотеля. Сущностные моменты и свойства Идеального (Традиционного) Государства. Ссылка на фрагмент для академического цитирования. Если текст в кавычках — это дословная цитата. Воплощение и исполнение принципов       Идеального Государства в практике деят-ти Советской Власти (СССР) эпохи диктатуры пролет-та.
1. Счастье как генеральная цель настоящего государства. Постановка цели Советской Власти    в    программных документах        правящей коммунистической партии: всемерное   и всестороннее развитие    каждого    члена общества на фоне всё более полного       удовлетворения материальных и культурных потребностей        советских граждан. Забота гос-ва о развитии всех человеч. способностей и их осуществлении для каждого члена общества. Понимание    счастья    как политической категории. Понимание    счастья    как коллективного     феномена: интересы         коллектива (общества) первее и важнее интересов отдельного лица. Мещанское (обывательское) «счастье только для себя» -невозможно и неосуществимо.
Арист. «Никомахова Этика», 1, 1094а-25 — 1094Ь-15; 1097а-5-15; 1099а-25-30; 1099Ь-5; Счастье соотв-ет назначению человека, а назначение человека — это «деятельная жизнь обладающего суждением существа» (+ сообразно добродетели + за полную жизнь). Счастье — жизненная деятельность разумного существа, причём деят-ть успешная, доставляющее удовольствие, сопряжённая с добродетелью, явл-ся высшей целью существования чел-ка, взятая за полную чел. жизнь, «причём всё это нераздельно», так что в целом «счастье и есть эти деятельности или одна, самая из них лучшая.» «Однако…для счастья нужны…внешние блага, ибо невозможно или трудно совершать прекрасные поступки, не имея никаких средств.» А также для счастья нужно некоторое стечение благоприятных матер, обстоятельств. А также счастье — коллективный феномен и несёт в себе момент взаимного коллект. обучения и упражнения. «Государство» 4, 420Ь-е: Нет задачи сделать счастливым особенно какой-либо один из слоёв населения — наоборот, надлежит прежде всего сделать счастливым всё государство в целом. Именно в таком гос-ве можно найти справедливость: счастье и справедливость сопутствуют др. другу. Арист. «Никомахова этика» 10, 1177Ь-5-25; Счастье невозможно без досуга, достатка и самодостаточ-ти.
2. Счастье как генеральная цель настоящего государства. см. выше.
Арист. «Политика» 3, 1280а-30-35; «Государство создаётся не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает, так как ни те ни другие не составляют общества, стремящегося к благоденствию всех и строящего жизнь по своему предначертанию. Равным образом государство не возникает ради заключения союза в целях предотвращения возможности обид с чьей-либо стороны, а также не ради взаимного торгового обмена и услуг…» Счастье — категория политики как науки и деят-ти.
3. Философы у руля власти в идеальном государстве. Ночные бдения И. Сталина.
«Законы» 7, 808с: «Правители, бодрствующие по ночам в государствах, страшны для дурных людей — как врагов, так и граждан, — но любезны и почтенны для людей здравомыслящих».
«Государство» 7, 525b: «…А ведь наш страж — он и воин, и философ…» «Государство» 5, 473d-e: Философы должны править в государстве. «Государство» 5, 463b; 473d-e: Соправители гос-ва это сотоварищи по страже. В государствах властвовать должны философы; гос. власть и философия должны слиться воедино. Иначе невозможно ни личное, ни общественное благополучие. Именно философы и должны править. Арист. «Никомахова Этика» 6, 1141а-20-30; + 1094а-15; Мудрость (философия) она самая первая («заглавная наука») среди всех наук, все науки ей подчинены, в т.ч. наука о гос-ве (политика), «…нелепо думать, будто наука о гос-ве…самая важная, поскольку человек не есть высшее из всего в мире.» Однако конкретно для человека, для общества людей политика (и как наука, и как искусство и деят-ть) -это самое важное в это частном (человеческом) отношении. При этом «…мудрость — это самая точная из наук.» (1141а-15). Также: этика — это часть науки политики. Философ И.В. Сталин являлся военнослужащим     Рабоче- Крестьянской Красной Армии (РККА). В.И. Ленин и И.В. Сталин -философы и авторы множества философских трудов (как и многие их соратники по борьбе за построение справедливого общества). Любой настоящий коммунист -человек      глубоких      и широчайших знаний, носитель всей      суммы      знаний, накопленных человечеством, но особенно глубоко и тонко ведающий науку политику и научный коммунизм как основу парт, и гос. строит-ва.
4. «Законы» 9, 877d-e: Ни один дом в стране не является собств-тью его обитателя, но скорее явл. собственностью всего государства. «Законы» 11, 923а-с: Законодатель : вы не принадлежите самим себе и ваше имущество не принадлежит вам, оно — собственность всех поколений вашего рода, а весь род и его имущество — собств-ть гос-ва. Устанавливаются цели, полезные каждому роду и всему гос-ву в целом — и этим целям д.б. подчинены интересы каждого гражданина. «Государство» 4, 422а: И богатство и бедность в идеальном гос-ве недопустимы и д. быть устранены (как соотнесённые крайности). Советское        государство строится      на      основе общественной собственности на средства производства и на недопустимости       частной эксплуатации наёмного труда. Частная   собственность   на средства   производства   не допускается (ибо она основа социального паразитизма = т.е. экономия, эксплуатации чел-ка человеком).
5. Арист. «Никомахова Этика», 1, 1094а-25 — 1094Ь-15; 1097а-5-15; 1099а-25-30; 1099Ь-5; Политика это: 1) наука; 2) искусство (деятельность). Предмет в обеих случаях: высшее благо всех людей, а таковой высшей целью гос-ва является счастье. Полит, как наука о гос-ве: стремится к наивысшему и самому совершенному из всех благ (к счастью). Составной частью политики (как науки) является наука этики. Этика -политическая наука и первая главная часть политики. см. выше.
6. «Законы» 6, 757Ь-с: «У нас всё относящееся к государственному устройству постоянно совпадает со справедливостью». «Государство» 1,354а: Несправедливость никогда не может быть целесообразнее справедливости. «Государство» 1,352а-с: Не-справедливость делает не-продуктивным всякое действие — и коллективное, и личное (из-за разлада и вражды внутри себя). Не-справедливые не способны действовать вместе. А справедливые мудрее и лучше способны к действию. «Государство» 4, 433а: Государство создаётся во имя целого, а это целое — и есть справедливость. «Государство» 4, 428d-429a: Гос-во д. быть основано как на справедливости, так и на знании. Знание — основа гос-ва. Разумность гос-ва. Гос-во мудрое благодаря небольшой части населения, которая им управляет, и благодаря их знаниям. Правители это совершенные стражи гос-ва, они обладают искусством всегда стоять на страже гос-ва, неусыпно и постоянно. Справедливость как основа государственного распорядка Советской Власти. Справедливость на деле осуществляется как равенство для равных и неравенство для неравных: жёсткое подавление т.н. «уравниловки». Принцип научности (научного централизма) как основа партийного и советского гос. строительства:      общество созидается на основе знания объективных закономерностей его    развития    (научный коммунизм,     исторический материализм). Справедливость          как воплощённое равенство для
Арист. «Политика» 3, 1280а-10; 1282Ь-15; «…Например, справедливость…есть равенство, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется справедливостью, и так и есть на самом деле, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных.» «Государственным благом является справедливость, т.е. всё то, что служит обшей пользе.» равных и нераенство для неравных — положено основой гипер-эффективности     соц. экономики.
7. «Законы» 6, 757Ь-с: Два вида равенства: 1) равенство для равных; 2) «суждение Зевса» (уравнивание не-равных) — «большому оно уделяет большее, меньшему — меньшее, каждому даря то, что соразмерно его природе.» То есть справедливость это равенство для равных и неравенство для не равных. 757d: «В этом и заключается… мысль о равенстве, установленном в каждом отдельном случае для неравных согласно природе.» Арист. «Политика» 7, 1328а-30; «Но когда один служит средством, а другой — целью, то между ними нет ничего общего, за исключением того, что один играет при этом активную, другой — пассивную роль.» Равенство как таковое — это ещё буржуазное понятие; коммунизм означает сочетание и равенства и не-равенства вместе, при этом не-равенство в    отношении    не-равных приводит в конечном счёте к выравниванию не-равных и делает их равными.
8. Корпус стражей государства как над-государственный орган, Коммунистическая    партия (партия      «большевиков») понимается    как    корпус стражей государства, отвечающий за генеральное целеполагание и   стоящий   над государством.     Коммунист понимается как человек, глубоко освоивший в полной мере всю сумму знаний, накопленную человечеством на данный момент (т.е. комм-ст это своего рода «жрец» и «волхв»    в    современных условиях).      Специальный кадровый отбор на партийные и    советские    должности (проверка годности). Общность детей:    единое государственное воспитание по единым гос. программам и методикам. Гос. программа освобождения женщин    от    рутинного домашнего труда (детские сады и ясли, комм. столовые, фабрики-кухни,   комбинаты бытового      обслуживания, прачечные и т.п.) — по 2-й Программе РКП(б.) март 1919г.
отвечающий за генеральное целеполагание = группа
(«партия») жрецов (волхвов). «Законы» 12, 961а, 968а: Сверх-государственный орган охраны государства: ночное собрание (10 чел. самых старых стражей гос-ва), это собр. якорь для всего гос-ва, оно ведает цель гос-ва и без него гос-во словно лишено ума и ощущений. Ведает что-то одно (цель) ибо законы часто блуждают. «Государство» 6, 503Ь: «…В качестве самых тщательных стражей следует ставить философов.» «Государство» 8, 543Ь: У стражей жёны также должны быть общими, дети должны быть общими, и всё воспитание тоже: у всех всё общее, общими будут их мирные и военные занятия. Обязанность стражей — заботиться обо всём в гос-ве. «Государство» 7, 535b-537c-539b: Отбор правителей и стражей: обязат-но острая восприимчивость к наукам, хорошая память, быстрая сообразит-ть. Главная проверка: кто способен всё обозреть, тот -диалектик (и потому годен). Предосторожность: не допускать, чтобы вкус к рассуждениям появлялся смолоду, допускать к отвлеч. рассуждениям лишь натуры стойкие и упорядоченные глубоко усвоенными знаниями. «Государство» 7, 525Ь: «…А ведь наш страж — он и воин, и философ…» «Государство» 7, 519е-521а: Закон ставит целью не благоденствие одного какого-либо слоя населения, но благо всего гос-ва в целом. Обязательства философов: заботиться о других и стоять на страже их интересов, и потому мы скажем им: «Вас родили мы для вас же самих и для остальных граждан, вы воспитаны лучше — и потому вы должны спуститься в обитель остальных граждан.»
9. «Государство» 5, 457d-458d: Все жёны стражей должны быть общими «…а отдельно ни одна пусть ни с кем не сожительствует…»; и дети их должны быть общими и пусть отец (страж) не знает какой ребёнок его, а ребёнок — кто его отец. У них жилища и трапезы будут общими и никто не будет иметь этого в частном владении. «Государство» 5, 450с-451с-456Ь: Взаимная общность жён и мужей    («все    женщины принадлежат всем мужчинам») реализована как максимальная простота    заключения    и расторжения брака (законодат.
У стражей гос-ва жёны и дети общие. «Мы будем ставить женщин на то же, что и мужчин и надо обучать их тому же самому.» По отнош. к деят-ти гос. управления нет различий между мужчинами и женщинами: «…по отношению к занятиям, связанным с гос. устройством — у женщин нет никаких особенностей.» Жёны стражей: вместе жить и вместе стоять на страже государства, «раз они на это способны и сродни по своей природе стражам.» «Государство» 3, 415b-416b; «Государство» 4, 420а-Ь: Свойства стражей гос-ва: кротость др. к др. и к охраняемым гражданам; нельзя владеть собств-тью, их кладовые доступны для всех, нельзя прикасаться к золоту и украшениям; стражи служат только за продовольствие, не получая сверх этого никакой платы, им нельзя ездить в чужие земли по своему желанию и иметь другие траты. «Государство» 3, 413d-e: Критерии отбора стражей: памятливых и не подд-ся обману (их не обокрадёт ни время, ни чужие доводы); обязательно «проверка обольщением» (искушением), причём во всех возрастах за время жизни стража. Стражи — это совершенные граждане, они хранят гос-во от происков внешних врагов, а внутри берегут дружественных гос-ву граждан от козней. Юноши-стражи — помощники правителей и проводники их взглядов в людях. «Государство» 3, 402с: Цель воспитания как стражей, так и всех граждан: уметь распознать рассудительность, мужество и благородный образ мыслей — и их противоположности, — как сами по себе, так и в изображениях, как в малом, так и в большом. решения     первого     года Советской Власти). Введение на практике полного равенства женщин в правах с мужчинами (впервые в мире). ВЛКСМ    —    Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи (ленинский Комсомол) как корпус «юных стражей».
10. «Государство» 6, 500d-502b-503b: Стражи (=философы) всматриваются в 2 вещи: в то, что само по себе справедл. и прекрасно — и в то, что есть налицо в людях и каково оно: «…Смешивая и сочетая навыки людей, они создадут прообраз человека, определяемый тем, что уже Гомер назвал боговидным и богоподобным свойством, присущим людям.» Философская    натура    родственная    наивысшему (божественному) благу. «…Ни для гос-ва, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыкой гос-ва не станет племя философов…» Философ (=страж) у власти: «…Достаточно появиться одному такому лицу, имеющему в своём подчинении гос-во, и человек этот совершит всё то, чему теперь не верят.» Советская Власть как орудие очеловечивания человека, как инструмент         человеко- строительства и деят-ть ради этой цели. Цель: созидание человека общественного (= коммунистического)     типа. Каждый подлинный страж (=коммунист) — это герой в исконном смысле слова — как «подобный богам» (т.е. ничего себе лично — а всё людям, всё ради людей), ибо только боги не имеют корысти и ничего не делают для себя лично.
11. «Законы» 9, 903b-d: Всё, что возникло — возникает ради всего в целом, чтобы осуществить присущее жизни целого, и целое возникает не ради тебя, а наоборот, ты — ради него. Всё делается ради целого, а не целое ради части и всё направляется к общему благу. «Государство» 5, 462е: Связывает граждан воедино общность удовольствий и скорбей. Собственнические интересы — причина порчи нравов. Когда один из граждан испытывает благо или зло -это есть собственное переживание всего государства в целом, и всё целиком будет вместе с этим гражданином либо радоваться, либо скорбеть. Советская            Власть: безусловный       приоритет общественных интересов над личными. Несовместимость обществ. уклада с бурж. идеологией (в основе которой лежит ложная идеологема об отделении частного от общего при одновр. противопоставлении частного — общему). Понимание Советского гос-ва как коллективного субъекта высшего порядка.
12. «Законы» 9, 875d: Ни закон, ни какой-либо распорядок не стоят выше знания, разум должен всем править. После разума на втором месте -закон и порядок. Принцип научности (научного централизма) как основа практики советского гос. строительства.
13. «Законы» 1, 627а, 628d: «Где лучшие побеждают большинство худших, правильно о таком гос-ве сказать, что оно одерживает победу над самим собой.» «Победа гос-ва над самим собой относится, конечно, не к области наилучшего, но к области необходимого.» Подлинная       элитарность Советской Власти: все лучшие, которых всегда меньшинство, соединены в комм, партию (КПСС), которая всем правит, будучи как бы «над гос-вом».
14. Постоянное воспитание граждан как важная цель гос-ва. Воспитание граждан во всех возрастах — как важнейший системный и сущностный признак       традиционного государства, осуществлённый Советской           Властью. Воспитание как разновидность человеко-строительства.
Арист. «Политика» 7, 1333а-10-15; «Так как…один и тот же человек должен сначала быть в подчинении, а затем властвовать, то задача законодателя…устроить так, чтобы люди были хорошими, указать, какой образ действий ведёт к этому и в чём конечная цель наилучшей жизни.» Воспитание со стороны осуществляется в отношении всех возрастов граждан.
15. «Законы» 7, 813е: Детей всему должны учить общественные учителя, состоящие на жаловании у государства. «Законы» 6, 766Ь: Попечитель о воспитании детей — должность выше и значительнее самых высоких должностей в гос-ве. Забота о воспитании детей — первая забота законодателя. «Государство» 8, 543а-Ь: Жёны должны быть общими, дети должны быть общими, да и всё воспитание должно быть также общим. Арист. «Политика» 8, 1339а-30; «…Молодых людей следует воспитывать не для забавы; когда учатся, то не играют, напротив, учение связано с огорчением.» Арист. «Политика» 8, 1337а-20-25; «А так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель [счастье], то, ясно, для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом.» Воспитание носит общественный характер. Воспитание молодёжи как важнейшая государственная задача Советской Власти. Общественный      характер воспитания. Воспитание всех по единым общим    программам    и методикам. Гос. система школьного воспитания. Гос. система вне-школьного воспитания и образования.
16. «Государство» 2, 377а-379а: При воспитании детей — сперва (даже раньше гимнастич. упражн.) должна быть освоена т.н. «ложная словесность», т.е. мифы. Мифы — это ложь, но в них есть и истина в её образной форме. При воспитании стражей и др. граждан нельзя рассказывать мифы о плохих поступках, о кознях и вражде богов — ибо взаимная вражда позорна. Мифы должны направлять детей к добродетели. Надо рассказывать детям лишь общепризнанные в обществе мифы, чтобы этими мифами души детей формировать скорее, чем их тела — руками и физ. упражнениями. Русские народные сказки, сказки народов СССР, сказки А.С.Пушкина и др., как первый этап воспитания нравственного и культурного человека. Пропаганда народи, сказок: советское театральное, изобразит, и кино-искусство и мултипликация.    Советская детская литература.
17. «Законы» 6, 780Ь-с: Общественные трапезы — «сисситии». Этот закон (обычай) очень важен: вызван войной и иными сходными обст-вами. «Законы» 1, 625d-e: Принимая во внимание необходимость поддержания готовности к войне — законодатель вводит сисситии (совместные / коллективные трапезы), ибо во время войны люди вынуждены иметь общий стол. Создание единой планомерной системы       общественного питания.             Система коммунальных     столовых. Система       общественного питания на производстве.
18. «Законы» 6, 756Ь-с: Совет гос-ва избирается по функц. группам обш-ва и такие выборы занимают середину между монархическим и демокр. устройством: ибо гос. устр-во всегда должно придерж-ся середины. «Законы» 6, 753е: Правители гос-ва — это выбранный коллектив. «Законы» 6, 751 d, 752е: Недавно собравшиеся вместе, не знающие друг друга, и Коллективный      принцип руководства партией и гос-вом: первое долж. лицо — всегда «первое среди равных». Советы как воплощение коллективной субъективности
лишённые надлеж. воспитания — не могут безупречно избрать должн. лиц. Но сперва надо с тщательностью избрать стражей государства. народа     (Советы     как коллективный субъект).
19. Определение политики (или как науки, или как искусства): Диалектический материализм как      часть      научного коммунизма, и как естеств. продолжение традиционного политич. учения Платона и Аристотеля.
Платон, «Политик», 275d: «…Существует самодовлеющее искусство, распоряжающееся живыми существами и пекущееся не о частных лицах, а о целом обществе, называли мы это искусством стадного питания…» Арист. «Политика» 3, 1282Ь-15: «Высшее благо есть преимущественная цель самой главной из всех наук и искусств, именно политики. Государственным благом является справедливость, т.е. то, что служит общей пользе.» [имеется в виду, что политика это самая главная наука не вообще, таковой явл. философия, а главная именно для людей и людского сообщества, т.е. высшее благо людей и их государства это счастье, а для государства высшее государственное благо это справедливость, без которой счастье невозможно и неосуществимо.]
20. «Законы» 5, 739с: Наилучшее гос-во — где соблюдается древнее правило: у друзей на самом деле всё общее. Имущ-во общее и частная собств-ть устранена из жизни. Выше этого предела, в смысле добродетели, лучше и правильнее никто никогда не сможет установить. Такое гос-во есть обитель радостной жизни (счастье как цель гос-ва). Наживе нет места при подобном устройстве. Общественная собственность на средства производства. Недопустима       экономия, эксплуатация          чел-ка человеком.
21. «Законы» 5, 742а: Спец, закон: никто из частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром. Для повседневн. обмена д.б. монета, но она д.б. ценной только внутри гос-ва, для остальных она не б. иметь никакого значения. Выехать части, лицо за пределы страны может только с разрешения властей, по возвращении — сдать чужеземные деньги. Валютная и банковская гос. монополия           СССР. Ограничение      валютных операций.       Ограничение оборота валютных ценностей. Сталинская     3-х-контурная денежная система как основа гос. суверенитета и эк. автономности.
22. «Законы» 5, 733Ь-с: Гос-ву всегда требуется чистка от дурных людей — или в жёсткой форме (наилучшей, но наиболее мучительной) -смерть или изгнание, или в мягкой форме — переселение (ссылка). Партийные чистки в партии (ВКПб/КПСС). Необходимые полит, репрессии в отношении носителей тлетворной бурж. идеологии.
23. «Законы» 3, 687е: Нужно делать не о том, чтобы всё следовало нашей воле, но скорее о том, чтобы воля следовала за нашим разумением, первая руководящая добродетель гос-ва — это разумность (ум), прежде всего нужно внедрить в гос-ве разумность, а всё неразумие как можно скорее изъять. Принцип научности как руководящий       принцип деятельности ВКП(б) / КПСС. Объективн. знания как основа гос. и обществ, деят-ти в СССР. Волевая компонента строго на основе интеллект-ной (а не наоборот).
24. «Законы» 7, 801 d-e: «Поэт не должен творить ничего вопреки обычаям государства, вопреки справедливости, красоте и благу». Все произведения сперва показываются спец, судьям и стражам гос-ва. Следует почитать хвалебными песнями тех почивших граждан, кто телом и душой совершил прекрасные и трудные дела. «Законы» 4, 719Ь: Законодатель не должен дозволять поэтам творить то, что им нравится: ведь поэты не знают наперёд какими своими словами они принесут вред государству. «Законы» 2, 659Ь: Законы, дозволяющие зрителям судить поэтов (кто победит) Политический контроль за целями      художественного творчества: творческие люди не имеют права создавать ничего, что противоречит интересам       правильного воспитания людей в духе коллективизма и морали тружеников и созидателей. Репертуар утверждают советы с участием сведущих в
погубят и всех, и самих поэтов, ибо поэты в своём творчестве стали бы приноравливаться к дурному вкусу своих судей, так что зрители во всём дурном — воспитывают себя сами. «Государство» 3, 392Ь: Поэты и прозаики большей частью превратно пишут о людях: они считают, будто несправедливые люди чаше бывают счастливы, а справедливые чаше несчастны, что справедливость это благо для другого чел., а не для её носителя и т.д. «Подобные высказывания мы запретим и предпишем и в песнях и в сказаниях излагать как раз обратное.» искусстве предст. партии КПСС и Советской Власти. Негласный запрет изображать справедливых людей и вообще честных тружеников явно несчастными и/или явными неудачниками      (советское киноискусство 1930-х — 1950-х г.г.) Искусство — воспитывает и наставляет.
25. «Законы» 5, 730с: Во главе всех благ как для богов, так и для людей — стоит Правда. Кто не совершает несправедливости почтенен, но более чем вдвое достоин почёта тот, кто и другим не позволяет её совершать. Правда как принцип и норма социальн. активности. Активная       гражданская позиция каждого гражданина СССР — как социальная норма.
26. «Законы» 2, 656d, 655b: В гос-ве у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Телодвижения и напевы, выражающие душевную и телесную добродетель, её самоё или её подобие, — прекрасны,, а все те, что выражают порок — безобразны. «Законы» 2, 653е, 654Ь: Хороводы дают чувство гармонии и ритма, сопряжённые с удовольствиями. Родные Боги дарованы нам как участники хороводов и «руководствуют нами в хороводе.» Кто не упражняется в хороводах, тот человек невоспитанный, а кто достаточно в них упражнялся — вот тот воспитан. Коллективизм как высшая соц. ценность поведения. (Колл-зм = соборность). Но на основе общей собств-ти на ср-ва пр-ва! Коллект-м как критерий воспитанности и цивилизов-ти. Советское песенное искусство как учебник коллект-ма. Идеол. борьба с бездуховной бурж.       псевдо-культурой: музыка и танцы тоже подчинены       ленинскому «принципу партийности».
27. «Законы» 1, 636d: «Наслаждение от соединения мужской природы с женской, влекущее за собой рождение, уделено нам от природы, соединение же мужчины с мужчиной и женщины с женщиной — противоестественно и возникло как дерзкая попытка людей, разнузданных в удовольствиях.» «Государство» 5, 461а: Дело рождения детей — дело общественное (а не частное). Жёсткое полит, и уголовноправовое подавление всяческих гомо-сексуальных перверсий со стороны Советской Власти.
28. «Государство» 10, 595Ь-600е: Поэзию не следует допускать, её надо остерегаться, поскольку она подражательна, такой подражатель порождает произведения, стоящие на 3-м месте от сущности. Все поэты воспроизводят лишь призраки добродетели и прочих предметов своего творчества, но истины они не касаются; подражатель (в т.ч. поэт) нисколько не разбирается в подлинном бытии, но знает лишь кажимость. «Государство» 10, 604е: Негодующее (яростное) начало души чаше и лучше поддаётся воспроизведению подражателями (поэтами), а вот рассудительный и спокойный нрав нелегко воспроизвести, а коли он воспроизведён — людям трудно его заметить. Поэтому подражатель склонен показывать, пробуждать и укреплять худшую сторону души и умалять её разумное начало — и тем самым «…он внедряет в душу каждого отдельного человека плохой государственный строй…» В гос-ве допускается лишь та поэзия, обществ, польза которой явна и очевидна. см. выше.
29. «Государство» 3, 401а: Уродство, неритмичность, дисгармония — близкие родственники злоречия и злонравия. Надо смотреть за всеми мастерами в гос-ве и препятствовать им воплощать в образах живых существ и в постройках, и в любой др. своей работе — что-либо безнравственное, разнузданное, низкое и безобразное. Сталинская архитектура как возвышающая      человека «музыка в камне». Образ положительного        героя, борющегося со злом, как основа     социалистического реализма в искусстве.
30. «Государство» 3, 400а: Надо установить ритмы и напевы, которые соответствуют скромной и мужественной жизни. И надо непременно сделать так, чтобы «…ритм и напев следовали за соответствующими словами, а не слова — за ритмом и напевом.» Советское песенное искусство.
31. Арист. «Политика» 8, 1338а-5-10; «Но досуг, очевидно, заключает уже в себе самом и удовольствие, и счастье, и блаженство, и всё это выпадает на долю не занятых людей, а людей, пользующихся досугом…Для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему учиться, кое в чём воспитаться и как это воспитание, так и это обучение заключают цель в самих себе, тогда как обучение, необходимое для применения в деловой жизни, имеет в виду другие цели.» Производство      свободного времени и досуга как высшая цель        социалистической экономики.    Досуг    как материальная         основа актуализации личного счастья граждан.          Программа сокращения рабочего дня.
32. Арист. «Большая Этика» 1, 1184а-15; 1184Ь-10-35; «Высшее благо есть совершенная цель, совершенная же цель сама по себе есть…не что иное, как счастье.» Цель всех благ и высшее благо — это счастье. «Счастье…это то же самое, что благополучие и хорошая жизнь.» «…Счастливая жизнь и счастье состоят в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить — значит жить добродетельно. В этом цель, счастье и высшее благо. Причём счастье должно заключаться в некоем пользовании, т.е. в деятельности… Итак, поскольку высшее благо — это счастье, и оно цель, а совершенная цель — в деятельности, то, живя добродетельно, мы можем быть счастливы и обладать высшим благом.» Арист. «Политика» 3, 1280Ь-30-40, 1281а-5; «Итак, ясно, что гос-во не есть общность местожительства, оно не создаётся в целях предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования гос-ва, но даже и при наличии их всех, вместе взятых, ещё не будет гос-ва; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни в целях совершенного и самодовлеющего существования… Таким образом, целью гос-ва является благая жизнь, и всё упомянутое создаётся ради этой цели; само же государство представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного и самодовлеющего существования, которое, как мы утверждаем, состоит в счастливой и прекрасной жизни…Вот почему тем, кто вкладывает большую долю для такого рода общения, надлежит принимать в государственной жизни и большее участие…» Арист. «Политика» 7, 1329а-25; «…Государство не может считаться счастливым, если принимается во внимание лишь какая-либо часть, а не вся совокупность граждан.» Забота    о    возможностях развития именно всех членов соц. общества, а не какой-то их отдельной части. см. выше.
33. Арист. «Политика» 3,1275а-20-30; 1279а-30; «Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определено через участие в суде и власти. <…> Мы же считаем гражданами тех, кто участвует в суде и в народном собрании.» «Ведь нужно признать одно из двух: либо люди, участвующие в государственном общении, не граждане, либо они все должны быть причастны обшей пользе.» Гос-во как коллективн. субъект высшего порядка — это и есть «общение» или «государственное общение». Советская Власть как единство власти законодат., судебной и исполнительной: лживое бурж. «разделение властей» фактич. делает жителей бурж. полит, режимов — не-гражданами. Общая собств-ть на ср-ва производства как основа реального единства гос-ва и его граждан.

Прим.: для сопоставления взяты соответствующие содержательные моменты из диалогов Платона «Законы», «Государство», «Политик», а также из трактатов Аристотеля «Политика», «Никомахова Этика» и «Большая Этика».

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора

Популярное за неделю